Родителям
Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования «Детская школа искусств №1» городского округа Кинель Самарской области

Родителям

 

УЧИТЬ ЛИ РЕБЁНКА МУЗЫКЕ ?

Многие родители, провожая своего ребенка в первый класс, часто задаются вопросом - есть ли смысл направить его еще и в музыкальную школу? Конечно, сразу возникают сомнения: есть ли у моего ребенка слух, способности, а если и будет учиться, не бросит ли занятия на пол пути, не помешает ли музыка основной учебе? Первое, что необходимо четко усвоить, это то, что - вопреки мнению большинства - музыкальным слухом обладает каждый, родившийся нормальным, человек. Другое дело, что у одних этот слух выражен ярко, у других нет. Станут ли дети, о которых мы говорим, профессиональными музыкантами, или выберут для себя другую специальность далекую от музыки, решающего значения не имеет; главное, что они научатся отличать хорошую музыку от плохой и, как правило, хорошее от плохого в самой жизни. Давайте вспомним золотой девятнадцатый век. Тогда даже представить себе было невозможно, чтобы в более-менее обеспеченной семье отрок или девица не прошли музыкальный курс. Так почему же мы, живущие в двадцать первом веке, позволяем себе думать, что музыка это дешевая игрушка, без которой наш ребенок может и обойтись? Помните фразу, все преходяще, а музыка вечна? И это не пустые слова. Для того, чтобы воспитать доброго, порядочного человека нужно, прежде всего, воспитать его душу; ведь человек может быть счастлив только тогда, когда в его душе поселится любовь, а любовь и музыка почти синонимы. А ведь как бывает: вовремя не раскрыли талант, и негде ребенку проявить себя, отсюда трудности во взаимоотношениях со сверстниками, преувеличенные страхи и другие комплексы. Даже небольшой концерт для родителей, которые проводятся довольно часто в музыкальной школе или студии, дает детям удовлетворение и радость. С какой гордостью дети выходят на сцену, как радуются аплодисментам. И можно видеть, как они счастливы! Да и с практической точки зрения, иметь свидетельство о начальном музыкальном образовании весьма полезно: так, например, при поступлении в ВУЗ этот факт только приветствуется, а серые армейские будни перестают быть такими уж серыми. Да, в наше рыночное время, когда все, в том числе и человеческие отношения, строятся на деньгах, когда престиж профессии музыканта сведен к нулю, родителям очень трудно принять решение в пользу музыки даже при явном наличии одаренности ребенка. Но мы должны помнить, то, что мы вложим в наших детей, несоизмеримо ни с какими деньгами! Разве не замечательно, когда девушка - юрист владеет фортепиано, а парень - водитель хорошо играет на трубе, или аккордеоне? Да и чем черт не шутит, вдруг ваш парень окажется талантливым пианистом, а девочка выдающейся скрипачкой? А ведь если ваше чадо не будет учиться музыке, вы об этом не узнаете никогда. Так вот, несмотря на веские аргументы некоторых родителей, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и масса других причин… Необходимо всё это преодолеть и всё-таки учить музыке. Доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных Кирнарская Д.К. приводит десять причин отдать ребенка обучаться музыке. И эти причины должны знать современные родители. Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу:

1. Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки.

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину. Заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

4. Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся определения сроков сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

РЕБЁНОК И МУЗЫКА

Принято считать, что начинать обучение музыке лучше одновременно с занятиями в общеобразовательной школе. Но всё больше появляется сторонников раннего музыкального образования. В своём развитии ребёнок проходит несколько так называемых «критических периодов». Они характеризуются высокой степенью восприимчивости и ярко выраженной пластичностью мозга. Трёх - четырёхлетний возраст - один из наиболее мощных по своей интенсивности «критических периодов»: воздействие внешней среды способно предопределить, направить вою последующую жизнь человека. Если начать обучение музыке именно в такой период, то её влияние будет несравнимо больше, чем когда ребёнок садится за инструмент в семилетнем возрасте. Результаты раннего обучения музыка очевидны - дети начинают слышать не только музыку. Они значительно легче воспринимают вою обращённую к ним речь. Родителям «музыкантов», как правило очень быстро удаётся забыть обращение к своему ребёнку типа «Ты опять меня не слышишь?», «Сколько можно повторять» и другие подобные. Для малышей занятия музыкой не только очень интересны, но и познавательны. Они учатся познавать мир не только со слов взрослых, но и самостоятельно. О влиянии музыки на развитие интеллекта можно говорить много. Подтверждений тому предостаточно в научной литературе и в жизни. Часто родители приводят в музыкальную школу детей, имеющих такие диагнозы, как задержка психического развития, неврозы, тики, тугоухость, заикание. И музыка благотворно влияет на здоровье таких детей. Вот лишь некоторые примеры, Девочка. страдавшая тугоухостью, не могла на занятиях сидеть нигде, кроме первой парты, - дальше она просто ничего не слышала, Через три года занятий музыкой она пересела на шестую, и ей успеваемость ничуть от этого не пострадала, Другой мальчик в шесть лет по своему развитию был на уровне трех¬летнего ребёнка. Диагноз - задержка психического развития. Уже через год занятий музыкой выполненный им тест показал, что уровень развития мальчика соответствует шестилетнему возрасту, То есть за год ребенок совершил «скачок» длиной в три года. Многие родители не верят, что такое возможно, но педагоги убеждены: положительные изменения под воздействием музыки произойдут обязательно. Человек, знающий музыку, обладает душой более богатой, чем тот, кто ею не владеет. И чем раньше она поможет раскрыть в растущем человеке все его таланты и склонности, тем лучше для всех нас. ЗАПИШИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ, ЕСЛИ:

• Вы обеспокоены задержкой в развитии речи ребенка. Занятия музыкой - это не только тренировка памяти, внимания и упражнения на концентрацию. Они благотворно влияют на развитие мелкой моторики, которая, как известно, напрямую связана с развитием речи.

• У вашего ребёнка занижена самооценка. Постоянная работа над собой, выступления перед жюри регулярных отчетных концертов, которые являются обязательным элементом учебной программы любой музыкальной школы, - все это позволит ребёнку научиться оценивать себя объективно. Тем самым вы сможете избежать немало проблем, когда ваш малыш станет подростком.

• Вы просите ребёнка повторить сказанное, он все путает. Игра на музыкальном инструменте сформирует чувство ритма и координацию между слухом и моторикой рук. Способность делить музыкальное произведение на фразы поможет ребенку научиться формулировать свои мысли.

• Ваш ребёнок замкнут, необщителен. Музыканты находятся в постоянном поиске контакта со слушателем, «чувствуют» собеседника. Тем, кто когда-либо занимался музыкой, легче найти общий язык даже с абсолютно незнакомым человеком

• Вы хотите, чтоб ваш ребенок стал волевой личностью, научился преодолевать трудности, настойчиво шёл к поставленной цели. Вероника ЧИРКОВА

ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ СПОСОБСТВУЮТ:

 развитию речи

Недавние исследования показали, что музыкальное образование способствует развитию левой части головного мозга, а она, как известно, связана с обработкой языка. А потому мы можем утверждать, что музыкальное обучение помогает развитию речи и коммуникативных навыков.


пространственного воображения

Существует также причинно-следственная связь между музыкой и пространственным воображением. С помощью пространственного воображения, люди могут четко визуализировать различные ситуации и предметы. Кроме того, пространственное воображение играет решающую роль в освоении геометрии.


творческого мышления

У детей, изучающих музыку, более развито творческое мышление, они нестандартно подходят к решению проблем, отказываясь от устаревших правил и допущений.


более высоким результатам в школе

Последние исследования показывают, что дети, обучающиеся музыке, более успешны в тестировании и достигают более высоких результатов в средней школе.
 

воспитывает эмпатию

Изучение музыки дает детям представление о других культурах, развивает чувство сострадания и сопереживания, среди других учеников музыкальной школы дети находят себе новых друзей.


стремлению к самосовершенствованию

В музыке ошибка является ошибкой; инструмент либо звучит в тон, либо нет. Достигая желаемого совершенства в музыке, дети понимают, что значит идти к самосовершенствованию. Подсознательно усваивают, что кропотливая работа дает желаемый результат.


замечательный способ самовыражения

Музыка позволяет детям самовыразиться. Предпочитая те или иные музыкальные произведения, ребенок может продемонстрировать свое настроение: радость, гнев и грусть. Побочным продуктом подобного самовыражения является самоуважение и эстетическое удовольствие.

воспитанию усидчивости

Усидчивость и внимательность – главные качества, которые нужны ребёнку для успешного развития. Часы, проведенные за музыкальным инструментом, развивают их.

контролю над эмоциями

Представьте, сколько задач в одно и то же время должен решить музыкант: читать ноты, считать ритм, играть на инструменте, и при этом оставаться артистом и работать на аудиторию. Выступления на итоговых концертах помогают ребенку научиться контролировать свои эмоции и справляться с волнением.


учитывайте склонности

«Плохо, если родители навязывают детям музыку. Результат в большинстве случаев плачевный. Но существует и другой путь. Путь ненавязчивого приобщения к музыке с помощью талантливого педагога. В итоге - внутренняя гармония, музыкальная образованность и воспитание многих замечательных качеств», - говорит детский психолог Е.Б.Агеева.